Взаимосвязь в работе котла и машины 1

Чем больше пара потребляет паровая машина, тем больше она выбрасывает его через конус и, следовательно, тем большее разрежение создаётся в дымовой коробке и топке. При этом горение топлива идёт энергичнее, котёл больше приготовляет пара, форсировка котла увеличивается.

Паропроизводительность котла находится в прямой зависимости от разрежения в дымовой коробке, а это последнее зависит от работы конусной дымовытяжной установки.

Таким образом, взаимосвязь работы котла и машины осуществляется автоматически, независимо от машиниста.

Именно в этой полной автоматизации рабочих процессов котла и машины и заключается одно из замечательных свойств паровоза, намного облегчающее управление им.

Другим ценным преимуществом паровоза является то, что его котёл может накапливать пар на более лёгких участках пути (ровная площадка, спуск) и при беспарном ходе. В этом случае котёл играет роль аккумулятора тепловой энергии: он накапливает пар, который затем используется для прохождения наиболее трудных подъёмов. Ведь при увеличении скорости движения при одной и той же отсечке, а также при езде на трудных участках расход пара машиной увеличивается.

Дополнительная отдача машине пара, запасённого котлом, называется займом у котла. В короткий, период займа (обычно трудные подъёмы составляют небольшую часть пути) машинист уменьшает или вовсе прекращает подачу холодной воды из тендера в котёл, - парообразование идёт за счёт горячей воды, находящейся в нём. Это позволяет, как показывает практика, в течение 15 - 20 мин. повышать форсировку котла на 15 — 20%.

Само собой разумеется, что уровень воды в котле во время займа должен уменьшиться, но ни в коем случае нельзя допустить снижение уровня ниже предельно допустимого. Поэтому перед займом, на лёгких участках профиля пути, машинисты доводят запас воды в котле до уровня примерно трёх четвертей водомерного стекла.

На фиг. 135 показан уровень воды в котле перед займом и после него. За уровнем воды машинист бдительно наблюдает по водоуказательному стеклу

В руках машинистов-тяжеловесников заём у котла является одним из важных резервов увеличения мощности паровозов на короткий период прохождения наиболее тяжёлых участков пути.



Фиг. 135: уровень воды в котле перед займом и после займа

Фиг. 135: уровень воды в котле перед займом и после займа