Взаимосвязь в движении золотника и поршня

Распределение пара рассмотрим на отдельных положениях плоского золотника в зависимости от местонахождения поршня.

На фиг. 86 изображена простейшая схема паровой машины с золотниковым парораспределением. Как видно из схемы, золотник и поршень связаны с колесом, имеющим два кривошипа - поршневой и золотниковый (контркривошип).

При движении поршня вместе с ним придут в движение ползун и шатун; последний посредством кривошипа заставит колесо вращаться. Вращаясь, оно в свою очередь с помощью контркривошипа и золотниковой тяги заставит двигаться золотник. При такой связи каждому перемещению поршня будет соответствовать определённое перемещение золотника. В этом и состоит автоматичность его движения.

В цилиндре при наличии поршня различают две полости: заднюю (левую) и переднюю (правую).



Фиг. 86: схема паровой машины с золотниковым парораспределением

Фиг. 86: схема паровой машины с золотниковым парораспределением



Для простоты будем считать, что контркривошип размещён относительно кривошипа под углом 90° (смотрите фиг. 86). Ширина опорных поверхностей бортов золотника равна ширине паровых окон (смотрите фиг. 85).

Установим всю систему в исходное положение (фиг. 87): поршень занимает крайнее левое (заднее) положение, кривошип расположен горизонтально, контркривошип - вертикально, при этом золотник займёт среднее положение. В таком положении он не пропустит пара в цилиндр и не выпустит его из цилиндра.



Фиг. 87: поршень в левом крайнем положении. Золотник в среднем положении

Фиг. 87: поршень в левом крайнем положении. Золотник в среднем положении