Водоуказательные (водомерные) стёкла 4

На котле современного паровоза нет ни цилиндрического стекла, ни предохранительного футляра. Однако уровень воды в котле отчётливо виден и наблюдать за ним безопасно. Достигается это с помощью специального плоского стекла (фиг. 70), отлитого в форме толстого бруска. Это стекло вставляется на прокладках в металлический корпус (обойму) и плотно прижимается к нему. С паровым и водяным пространством котла плоское стекло (вернее, обойма его) сообщается так же, как и цилиндрическое, посредством штуцеров и вентилей.

Часть плоского стекла, заполненная водой, кажется тёмной, а часть стекла, заполненная паром, остаётся светлой.



Фиг. 70: схема установки плоского водоуказательного стекла на водоуспокоительной колонке

Фиг. 70: схема установки плоского водоуказательного стекла на водоуспокоительной колонке



Вода кажется окрашенной, потому что задняя стенка стекла снабжена вертикальными призматическими рёбрами. Благодаря ребристой поверхности лучи света, падающие на стекло, преломляются, отчего вода и кажется тёмной. Это позволяет отчётливо видеть уровень воды в стекле, а значит, и в котле.

На мощных паровозах устанавливается два водоуказательных стекла: одно непосредственно на котле (левое), второе (смотрите фиг. 70) на водоуспокоительной колонке (правое).