Трение и борьба с ним 1

В подвижном составе очень много трущихся деталей, на преодоление трения которых расходуется часть мощности паровоза. Любопытно отметить, что на преодоление трения в буксах состава локомотив затрачивает примерно 1/4 часть развиваемой им мощности.

Полностью устранить трение нельзя, но можно его уменьшить, искусственно разделив трущиеся поверхности между собой масляной плёнкой (слоем смазки), которая не позволяет неровностям задевать друг за друга. В этом случае сухое трение деталей машины заменяется трением частиц смазки друг о друга и трением металлических частиц о смазку.

Но смазка не только уменьшает трение (например при жидкостном трении на 90% по сравнению с сухим), но и отводит тепло от трущихся деталей, что очень важно, так как нагревание вызывает их повреждение. Уменьшению трения способствует также замена подшипников скольжения подшипниками качения (шариковые, роликовые, игольчатые).



Фиг. 142: схема жидкостного трения

Фиг. 142: схема жидкостного трения



Если трущиеся поверхности разделены масляной плёнкой, касание вершин неровностей исключается. Такое трение называется жидкостным (фиг. 142). Если слой смазки недостаточен, то он не в состоянии полностью отделить соприкасающиеся поверхности, и в этом случае наряду с жидкостным трением будет иметь место и сухое. Такого рода трение называют полужидкостным, или полусухим.

Как уже указывалось, полусухое трение появляется между шейками осей и подшипниками при начале движения поезда, так как во время стоянки масляная плёнка выдавливается из-под подшипников. Но не всегда трение мешает работе механизмов, не во всех случаях стремятся его уменьшить. Например, при торможении поезда полезно увеличивать трение между тормозными колодками и бандажами колёс.