Тип и серия паровоза 1

В Германии число движущих осей обозначается прописными буквами соответственно алфавиту, так, обозначение 1Е равнозначно типу 1-5-0, а обозначение 1Е1 расшифровывается как тип 1-5-1; при этом чёрточки между цифрами и буквами не ставятся.

Такая простейшая классификация паровозов по числу и расположению колёсных пар и даёт полное представление о типе паровоза. Если же известна ещё и нагрузка на движущие оси, то судят о размерах и мощности локомотива. Вот почему, когда хотят узнать тип паровоза, то прежде всего интересуются числом осей и их расположением.

Дополнительной классификацией паровоза является серия.

Под серией понимают группу паровозов одного и того же типа, построенных по одинаковым чертежам, но отличающихся между собой лишь конструктивными изменениями отдельных узлов (диаметром колёсных пар, устройством пароперегревателя, способом постановки связей и т. д.). Обозначать серию условились одной или двумя заглавными буквами русского алфавита. Например, мощным пассажирским и грузовым паровозам присвоена серия ИС - Иосиф Сталин и ФД - Феликс Дзержинский.

Иногда к заглавной букве добавляется индекс, например, ЭР, ФДМ, ЭУ. В данном случае индексы обозначают: р - реконструированный, м - модернизированный, у - усиленный.

Распространённым пассажирским паровозом стал паровоз типа 1-3-1. Этому паровозу впервые была присвоена серия С, а затем серия Св, Су, Сум, Заглавная буква дана в честь Сормовского завода, который ещё в 1911 г. построил новый для того времени паровоз этого типа. Буква «у» говорит о том, что в дальнейшем паровозы этой серии были усилены, буквы «ум» - усилены и модернизированы.

Первенцу послевоенной пятилетки, грузовому паровозу типа 1-5-0, присвоена серия Л - по первой букве фамилии главного конструктора Лебедянского Л. С.