Сжатие пара

Когда поршень подойдёт к крайнему положению, то вредное пространство окажется заполненным паром, уже достаточно сжатым (приблизительно до давления свежего пара).

Сжатие отработавшего пара даёт возможность экономить свежий пар.

Действительно, если бы периода сжатия совсем не было (окна для выпуска были бы открыты до прихода поршня в крайнее положение), то для заполнения вредного пространства между поршнем и крышкой цилиндра бесполезно расходовался бы свежий пар.

В нашем же случае вредное пространство заполняется отработавшим паром. Следовательно, расход свежего пара уменьшится и экономичность машины повысится. Вот почему конструкторы идут на создание такой паровой подушки, тем более что, будучи упругой, она поглощает силы инерции движущего поршня, а это способствует плавной (без толчков и ударов) работе машины.

Выходит так, что вредное пространство является в то же время и полезным. Обычно объём вредного пространства равен 1/10 - 1/8 полезного объёма цилиндра.

Полезным (рабочим) объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его движении от одного крайнего положения до другого. Линейная величина, характеризующая вредное пространство, т. е. расстояние от поршня до крышки, обычно равна 12 - 15 мм.