Свисток

Каждый, конечно, слышал свисток паровоза то отрывистый, то протяжный, но всегда громкий, пронзительный; его слышно на расстоянии 7 - 10 км.

Свистком машинист или его помощник оповещает людей о приближении или отправлении поезда, даёт условные сигналы персоналу, обслуживающему поезд; этот маленький прибор несёт большую службу.

Свисток (фиг. 77) состоит из трёх частей: корпуса, колпака (который сверху навинчивается на корпус) и клапана. Действие свистка основано на создании колебательных движений в колпаке.

Корпус свистка сообщается с паровым пространством котла. Внутри корпуса помещён клапан, который прижимается к своему седлу давлением пара из котла.



Фиг. 77: схема парового свистка

Фиг. 77: схема парового свистка



Свисток приводится в действие воздушным или ручным приводом из будки машиниста.

Колпак (резонатор) - это пустотелая часть свистка. В простейшем виде он напоминает опрокинутый вверх дном стакан. Свистки с одним колпаком применялись на старых паровозах. Когда машинист нажимал на рукоятку, пар из котла ударялся о кромку колпака (резонатора), заставляя при этом его колебаться. Колебания резонатора сопровождались появлением звуковой волны. Свистки с одним резонатором дают гудок высокого тона (пронзительный).