Силы сопротивления движению поезда 2

На фиг. 131 в качестве примера показан общий вид скоростного паровоза немецкой постройки.

Когда же поезд движется по подъёму, проходит кривые или трогается с места, то кроме основных сил сопротивления появляются ещё дополнительные силы сопротивления его движению: сила сопротивления от подъёма, сила сопротивления от кривой, сила сопротивления при трогании с места.



Фиг. 129: общий вид курьерского паровоза типа 2-3-2 постройки Ворошиловградского завода

Фиг. 129: общий вид курьерского паровоза типа 2-3-2 постройки Ворошиловградского завода



Почему возрастает сопротивление поезда при трогании его с места?

Исследования показали, что во время стоянки подвижного состава смазка, находящаяся между подшипниками скольжения и шейками осей колёсных пар, выдавливается. Поэтому значительная часть работы силы тяги расходуется на преодоление полусухого трения между осями и подшипниками вместо обычного жидкого трения. А на преодоление сухого трения надо затратить больше энергии, чем на преодоление жидкого трения. Кроме того, при продолжительной стоянке поезда колёса как бы вдавливаются в рельсы, вследствие чего сила трения между бандажами колёсных пар и рельсами возрастает.

Чем больше вес поезда (или вес паровоза), тем больше сила сопротивления движению. Иными словами, сопротивление поезда пропорционально его весу. Поэтому силы сопротивления относят к единице веса, т. е. к 1 т.

Сопротивление в килограммах, приходящееся на 1 т веса, называется удельным сопротивлением. Разумеется, если удельное сопротивление помножить на вес паровоза (или поезда) в тоннах, то получится полное сопротивление движению паровоза (или поезда). Сопротивление определяется по формулам, полученным опытным путём.