Сила тяги паровоза 1

Если приподнять паровоз над рельсами, например, с помощью мостового крана и цепей, и пустить в ход паровую машину, то она вызовет небольшую качку паровоза, заставляя его колебаться в различных направлениях относительно своего центра тяжести, но поступательного движения паровоз не получит.

Для возникновения поступательного движения должны быть созданы условия для передачи действия внутренней силы на какую-либо опору. Этой опорой являются рельсы. Чтобы понять, откуда берётся на гладком рельсе упор, необходимый для движения паровоза, внимательно рассмотрим площадку контакта колёс с рельсами. Для этого воспользуемся сильным микроскопом. В поле зрения мы увидим мельчайшие неровности, напоминающие собой зубцы, беспорядочно расположенные на ничтожном расстоянии друг от друга (фиг. 126).



Фиг. 126: место контакта колеса с рельсом под микроскопом

Фиг. 126: место контакта колеса с рельсом под микроскопом



Таким образом, паровозы фактически движутся не по гладким полированным рельсам, какими они кажутся на вид, а по рельсам с шероховатой поверхностью. Такие же мельчайшие неровности имеются и на гладких бандажах колёсных пар.

Так как удельное давление паровозного колеса на рельс в месте контакта с ним достигает очень больших величин (до 3500 кг/см2 при диаметре колеса 1000 мм), то, естественно, что даже при незначительной величине неровностей бандажей колёса вдавливаются в неровности рельса (в пределах площадки соприкосновения).