Самопишущий скоростемер 1

Счётчик общего пробега переходит на нуль автоматически после пробега 99999 км; показание же рейсового счётчика можно сбросить на нуль в любое время с помощью ключа, расположенного справа от привода.

Таким образом, машинист паровоза, оборудованного скоростемером типа СЛ-2, всегда сможет точно определить, сколько километров он проехал.

Скоростемер СЛ-2 снабжён часовым механизмом, который, кроме показания времени (в часах и минутах) по циферблату, одновременно регистрирует время на ленте.

На фиг. 168 показан общий вид установки скоростемера на паровозе: он размещается с правой стороны в будке машиниста у переднего окна и приводится в действие, как это видно из фигуры, от колеса задней сцепной или, как в нашем примере, поддерживающей колёсной пары.



Фиг. 167: общий вид скоростемера

Фиг. 167: общий вид скоростемера



Движение от колеса паровоза передаётся скоростемеру при помощи пальца 4, ввёрнутого в ступицу колеса. При вращении колеса палец 4 посредством кулисы 5 приводит во вращение червячный редуктор 6. Редуктор уменьшает число оборотов вертикального приводного вала 3 скоростемера по сравнению с числом оборотов колеса паровоза.

Известно, что паровоз может двигаться как передним, так и задним ходом, т. е. направление вращения колёс может изменяться. Этим объясняется необходимость применения в скоростемере реверсивного механизма, который позволяет двустороннее вращение приводного вала «выправлять» в одностороннее вращение осей других механизмов. Благодаря этому диаграммная лента скоростемера перемещается только в одну сторону, счётчик километров лишь суммирует количество пройденных километров как при переднем, так и при заднем ходе.