Песочница

Все современные паровозы оборудованы песочницами, из которых песок подаётся на рельсы сжатым воздухом. Песок хорошего качества (сухой хорошо просеянный, кварцевый песок) обладает замечательным свойством увеличивать коэффициент сцепления движущих колёс с рельсами, когда в этом есть необходимость. По образному выражению некоторых машинистов песочница является вторым регулятором на паровозе. Вовремя включить песочницу - это значит предупредить (но не прекратить!) боксование колёсных пар подсыпкой песка на рельсы (фиг. 132) и реализовать повышенный коэффициент сцепления, т. е. увеличить силу тяги по сцеплению.



Фиг. 132: схема подачи песка на рельсы

Фиг. 132: схема подачи песка на рельсы



Вовремя выключить - это значит предотвратить возрастание сопротивления движению паровоза и вагонов, потому что чрезмерное подсыпание песка на рельсы, помимо непроизводительного расхода его, затрудняет перекатывание колёс по рельсам.

Общих правил по применению песка привести нельзя; опытный машинист, приводя в действие песочницу, всегда учитывает вес состава, скорость поезда, крутизну подъёма, радиус кривой, состояние поверхности рельсов (влажные, сухие).