Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 8

Число же оборотов турбины зависит от расхода пара паровой машиной. Чем больше она выбрасывает пара, тем большее число оборотов развивает турбина. Максимальное число её оборотов составляет 4000 в мин.

Сифона при вентиляторной тяге нет. Его заменяет сам дымосос; во время остановок и при езде с закрытым регулятором турбина может быть приведена во вращение свежим паром.

Совершив работу в турбине, отработавший пар поступает в особый трубопровод. Он тянется вдоль всего паровоза к тендеру, вес его достигает 4 т. Трубопровод снабжается маслоотделителем, который очищает от масла движущийся из машины пар.

Подвижность трубопровода мятого пара между паровозом и тендером (которые во время движения перемещаются относительно друг друга) достигается при помощи шарового соединения. Пройдя это соединение, пар поступает в турбину воздушных вентиляторов, расположенную на тендере, и затем в трубки секций конденсаторов. Турбина вращает три вентилятора, всасывающих атмосферный воздух, который омывает секции конденсатора.

Каждый вентилятор обслуживает шесть секций, а каждая секция состоит из 140 трубок с насаженными на них пластинками (рёбрами).

Поток холодного воздуха конденсирует пар, проходящий внутри трубок секций сверху вниз. Капельки воды (конденсат) вытекают из секций в нижние коллекторы, а затем в сборный бак ёмкостью Около 2700 л.

Так достигается превращение пара в воду на паровозе с тендером-конденсатором. Однако полученная вода всё ещё недостаточно чиста: она содержит некоторое количество масла. Чтобы освободиться от него, воду пропускают через маслоотстойник и специальные фильтры.