Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 7

Перед тем как разобраться в принципиальной схеме такого паровоза, вспомним, что количество уходящего из машины пара почти равно количеству свежего пара, поступающего в цилиндры машины.

Значит, если бы удалось придумать устройства, которые превращали бы без существенных потерь отработавший пар в воду, то это было бы равносильно увеличению запасов воды в тендере при сохранении прежней ёмкости баков.

Паровоз с тендером-конденсатором работал по следующей схеме (фиг. 150). Также, как в обычном паровозе, свежий пар из коллектора пароперегревателя направляется в цилиндры паровой машины.

Но, совершив работу в цилиндрах, отработавший пар выбрасывается не в конус, т. е. не в атмосферу, как на обычном паровозе, а поступает в турбину дымососа, заменяющего здесь конус.



Фиг. 151: газососное устройство

Фиг. 151: газососное устройство



Иными словами, дымосос, так же как и конус обычного паровоза, является газососным устройством у паровоза с конденсацией пара. Оно изображено отдельно на фиг. 151.

Пройдя через водоотделитель, т. е. прибор, отделяющий капельки воды, пар поступает на лопатки рабочего колеса турбины дымососа. Вместе с колесом турбины вращается и газососное колесо, так как оба они насажены на один вал. Вал установлен на двух роликовых подшипниках.

Когда начинает вращаться газососное колесо, то газы из дымовой коробки засасываются им и затем выбрасываются через дымовую трубу в атмосферу. При этом в дымовой коробке создаётся разрежение, необходимое для подвода воздуха в топку. По мере увеличения числа оборотов турбины усиливается и тяга газов из огневой коробки.