Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы 13

Наряду с ничтожным расходом топлива важным достоинством атомного локомотива является возможность сосредоточения весьма большой мощности в одной секции (до 7000 - 10000 л. с).

Рассмотрим вкратце принцип и особенности устройства атомного локомотива мощностью 7000 л. с., проект которого был разработан в США.

Генератором атомной энергии у локомотива является атомный реактор - резервуар, изготовленный из специальной стали. В реакторе, имеющем «ядерное горючее» (уран 235), запас которого не превышает 10 кг, протекает деление ядра урана, сопровождаемое образованием большого количества тепла.

Тепло передаётся воде, благодаря чему получается пар (давлением около 18 am). Таким образом, реактор выполняет функции паровозного котла.

Пар по специальному паропроводу приводит в действие турбину, делающую 6000 об/мин. Турбина вращает электрогенераторы. Ток, вырабатываемый генераторами, направляется в тяговые электродвигатели, установленные на 12 движущих осях локомотива.

Отработавший в турбине пар поступает в конденсатор: образовавшаяся здесь вода накачивается обратно в реактор (замкнутый цикл).

В этом локомотиве общий вес реактора достигает 180 т, т. е. равен почти половине всего веса локомотива. Стенки реактора имеют очень большую толщину (порядка 300 мм), которая необходима для того, чтобы защитить локомотивную бригаду от вредных излучений. Размещение громоздкого и тяжёлого реактора на локомотиве при его ограниченных размерах и весе - задача весьма трудная.

Общий вес двенадцатиосного атомного локомотива с установленными на нём реактором и вспомогательным оборудованием составляет 327 т.