Паровоз с тендером-конденсатором и некоторые опытные локомотивы

В решении проблемы повышения экономичности паровоза большое значение имели работы нашего соотечественника академика С. П. Сыромятникова.

Созданная С. П. Сыромятниковым теория теплового процесса помогла ему найти оригинальное решение вопроса о снижении веса паровозного котла, что дало возможность устанавливать различные устройства, повышающие мощность и экономичность паровоза.

«Тщательные расчёты показывают, - писал академик Сыромятников, - что передняя половина трубчатой части паровозного котла даёт не более 14 - 15% общего количества пара, производимого паровозным котлом. Это значит, что мы возим на паровозе громадный мёртвый вес в виде большой, громоздкой и тяжеловесной поверхности нагрева, с которой снимаем очень мало пара. Если упразднить неэффективную переднюю половину трубчатой части котла, то мы освободим место на паровозе и создадим резервы, которые позволят выиграть гораздо больше, чем потерянные при этом 14 - 15% пара».

По предложению академика С. П. Сыромятникова группа научных работников и инженеров Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта им. Ф. Э. Дзержинского разработала технический проект такого паровоза типа 1-5-1 со значительно укороченной (вместо обычных 6 м) трубчатой частью, т. е. фактически с новой схемой парового котла.

Правильность технических расчётов проверялась и подтверждалась многочисленными испытаниями на разнообразных стендах и моделях.