Палец кривошипа и ведущая колёсная пара 3

Шатунно-кривошипные механизмы паровой машины совершенно одинаково устроены и состоят из одних и тех же деталей.

Разница состоит только в том, что кривошип ведущего колеса с одной стороны паровоза расположен под прямым углом относительно кривошипа другой стороны.

Иными словами, когда кривошип, например, правой стороны располагается горизонтально, то кривошип левой стороны в это время занимает вертикальное положение.

Для точного расположения кривошипов с левой и правой стороны паровоза в колёсных центрах и осях делаются пазы, в которые закладываются шпонки. По шпонке направляется центр колеса при запрессовке на ось.

Такое расположение кривошипов сделано по следующим соображениям. Когда поршень придёт в одно из крайних положений, то направление ведущего дышла и штока совпадает с направлением кривошипа, как говорят, машина с одной стороны станет врастяжку (мёртвое положение). В этом случае, как бы ни была велика сила давления пара на поршень, он не сдвинется с места и паровая машина в действие не придёт. Сила пара будет сжимать (или растягивать) детали шатунно-кривошипного механизма, но колёсная пара останется совершенно неподвижной.

Разумеется, что при этих условиях паровоз не сможет тронуться с места. Значит, чтобы вывести шатунно-кривошипный механизм из мёртвого положения, которое он может занять при остановке паровоза, нужна дополнительная сила.

Закрепление кривошипов на своих колёсных парах под прямым углом друг к другу и позволяет паровозу трогаться с места при любом расположении деталей шатунно-кривошипных механизмов, даже когда один из них встал врастяжку. Если, например, в мёртвом положении находится механизм правого цилиндра, то паровоз трогается с места левой паровой машиной, кривошип которой в это время занимает вертикальное положение, и наоборот.