Основные части паровоза и экипировочные устройства 11

Раньше котельные листы соединялись между собой заклёпочными швами, которые располагались вдоль и поперёк котла. На котёл мощного паровоза шло огромное количество заклёпок. В настоящее время трудоёмкие клепальные работы при постройке и ремонте паровозных котлов заменены сваркой.

Первый в мире цельносварной паровозный котёл промышленного типа, не имеющий заклёпочных швов, был построен в СССР в 1932 г.

Сварные швы проверяются рентгенопросвечиванием на плёнку, по которой судят о качестве сварки.

Цельносварные котлы мощных паровозов показали хорошие качества в эксплуатации. Кроме того, они значительно легче и проще в изготовлении и ремонте, чем котлы с заклёпочными соединениями листов.

Применение сварки даёт большую экономию металла (около 2 — 2.5 т на котёл), при этом снижается трудоёмкость работ и повышается надёжность соединений.



Фиг. 25: общий вид котла паровоза

Фиг. 25: общий вид котла паровоза



В последнее время способ сварки котлов усовершенствован. Ручная сварка уступила место автоматической по методу советского учёного Е. О. Патона. Специальные машины сами ведут скоростную сварку котельных листов. Труд сварщиков заменён высокопроизводительной работой сварочных автоматов.

Чтобы уменьшить потери тепла на внешнее охлаждение, кожух топки и цилиндрическая часть котла покрываются специальным термоизоляционным материалом. Благодаря применению термоизоляции потери тепла во внешнюю среду не превышают 1 - 2%, а расход угля уменьшается на 8%.

На фиг. 26 показан процесс образования твёрдой теплоизоляции на поверхности котла.