Основные части паровоза и экипировочные устройства

Основными частями паровоза являются: котёл, машина, экипаж и тендер. Между котлом, машиной и экипажем паровоза существует тесная взаимосвязь. Котёл вырабатывает сжатый пар; машина - основной потребитель пара - превращает тепловую энергию пара в механическую энергию, т. е. приводит во вращение колёса паровоза; экипаж с помощью рельсов преобразует энергию вращения колёс в энергию поступательного движения паровоза, передаёт усилия машины на сцепку паровоза и далее на сцепку тендера.

Котёл

Котёл паровоза схематично изображён на фиг. 12. На первый взгляд устройство котла кажется простым: есть топка, в которой сжигается топливо и образуются раскалённые газы, есть резервуар, где нагревается вода и получается сжатый пар, есть и камера с трубой для отвода газов сгорания из топки. Однако, рассматривая котел более внимательно, мы увидим, что он устроен и работает по довольно сложной схеме.



Фиг. 12: схема котла паровоза

Фиг. 12: схема котла паровоза



Тепло, необходимое для нагревания воды, выделяется в топке. Обычная топка паровозного котла представляет две коробки, вставленные одна в другую и соединённые между собой (фиг. 13). Внутреннюю коробку, в которой при сжигании топлива образуется огонь, называют огневой коробкой, а наружную - кожухом топки.

В огневой коробке простейшего вида различают пять листов: потолок и четыре стенки, из которых две боковые, одна задняя и одна передняя с рядом отверстий; последняя называется задней трубной решёткой (в отличие от передней трубной решётки, смотрите ниже).



Фиг. 13: огневая коробка и кожух топки в разрезе

Фиг. 13: огневая коробка и кожух топки в разрезе



В отверстия решётки вставляются концы специальных газоходов - дымогарных и жаровых труб. По трубам проходят топочные газы (продукты сгорания).