Кипение 2

Из этого следует, что температура кипения воды зависит от давления, действующего на её поверхность, и повышается с увеличением давления (фиг. 43).

Например, при давлении по манометру 4 ат температура котловой воды, а значит и пара, равна около 151˚, а при давлении 10 ат — 180.3°. Если же довести давление в котле до 15 ат по манометру, то температура увеличится до 200°. Наоборот, при снижении давления температура кипения воды понижается.

Таким образом, температура кипения зависит от давления, при котором происходит парообразование. Это обстоятельство и позволило разрешить проблему создания маневрового паровоза, работающего без отопления, и поэтому безопасного в пожарном отношении. Такие паровозы, получившие название безогневых, или бестопочных (так как они не имеют топки), незаменимы для работы на нефтеперегонных заводах, бумажных и лесопильных фабриках и тому подобных огнеопасных предприятиях, где возможность возникновения пожара особенно велика.

Общий вид бестопочного паровоза, построенного Муромским заводом по проекту Коломенского паровозостроительного завода, представлен на фиг. 44. Он имеет обычную паровую машину и экипажную часть, но у него нет дымовой трубы и тендера, а вместо котла с топкой установлен котёл-аккумулятор, представляющий собой большой стальной резервуар (ёмкостью 21 м3) с хорошей теплоизоляцией.



Фиг 43: схема зависимости температуры кипения от давления пара при парообразовании в закрытом сосуде

Фиг. 43: схема зависимости температуры кипения от давления пара при парообразовании в закрытом сосуде



Котёл-аккумулятор до приведения паровоза в действие заполняется примерно на 2/3 водой, а затем паром из обычного парового котла или котельной установки предприятия (начальная заправка занимает 30 - 50 мин.).