Как устроен и работает паровоз 5

Совершенствуя свой паровоз, русские конструкторы разработали чертежи важных приборов к нему (предохранительный клапан, питательный насос с приводом от колеса и др.).

Черепановы применили горизонтальное расположение паровых цилиндров.

Эта оригинальная новинка вызвала многочисленные подражания во всех странах мира. Однако, несмотря на высокие по тому времени качества русского паровоза, его создатели были незаслуженно забыты.

Вместо того, чтобы опереться на опыт отечественных паровозостроителей и развить его, царское правительство заказало в Англии паровозы для железной дороги Петербург - Царское Село, хотя эта дорога была открыта в 1837 г., т. е. спустя три года после постройки Черепановыми своих паровозов.

Так правящие классы царской России похоронили замечательное творение простых русских людей - уральских механиков Е. А и М. Е. Черепановых.

Начало массового отечественного паровозостроения связано с сооружением в 1842 - 1851 гг. железной дороги между Петербургом и Москвой (ныне Октябрьская железная дорога). Для этой дороги постройка паровозов была организована на б. Александровском машиностроительном заводе.



Фиг. 3: пуск черепановского паровоза

Фиг. 3: пуск черепановского паровоза

Фото инженера М. Э. Мейтус с картины художника П. С. Бортнова (Н.-Тагильский краеведческий музей)



В годы, последовавшие за Крымской войной (1853 - 1856 гг.), в России развернулось усиленное строительство железных дорог.

Только «за десятилетие (1890 - 1900 годы) было выстроено свыше 21 тысячи верст новых железнодорожных путей. Железным дорогам требовалось огромное количество металла (на рельсы, паровозы, вагоны), требовалось все больше топлива, каменного угля и нефти. Это привело к развитию металлургии и топливной промышленности.