Как устроен и работает паровоз 4

Дорога имела одну колею шириной 1645 мм и оканчивалась тупиком. Протяжённость этой первой русской железной дороги с паровой тягой составляла сначала 854 м, а потом была доведена до километра. По ней перевозились не только грузы, но и люди, для которых прицеплялась специальная повозка, вмещавшая до 40 чел.

Испытания первого паровоза дали хорошие результаты, и уральские механики, несмотря на консерватизм царских чиновников, продолжали трудиться над его усовершенствованием.

В начале 1835 г. они построили второй паровоз, в котором удалось воплотить ряд оригинальных идей.

На фотографии (фиг. 3) показан момент пуска второго черепановского паровоза.

Сопоставляя этот паровоз Черепановых с паровозом «Ракета» Д. Стефенсона (фиг. 4), мы можем отметить ряд достоинств отечественной машины.

Котёл паровоза «Ракета» имел только 25 дымогарных труб. В котле второго паровоза Черепановых их было 80.



Фиг. 2: Модель первого русского паровоза Е. А. и М. Е. Черепановых

Фиг. 2: Модель первого русского паровоза Е. А. и М. Е. Черепановых



Такое количество дымогарных труб давало большое преимущество, так как способствовало увеличению паропроизводительности котла.

Второй паровоз Черепановых был намного мощнее первого: он возил уже до 17 т груза, т. е. почти в 5 раз больше, чем первый.

Много работали Черепановы и над вопросами изменения направления движения паровоза. Они построили механизм перемены хода, «чтобы паровоз мог ходить взад и вперёд без поворачивания». Действие механизма было основано на перемене впуска пара золотником с помощью специального «эксцентрического колеса».

На паровозе Черепановых выхлопной (отработавший) пар уходил в атмосферу через дымовую трубу, что обеспечивало интенсивную тягу газов из топки котла.