Электрическое освещение паровоза

Электрическое освещение паровоза

Паровозы нуждаются в значительном количестве электрической энергии. Потребителями этой энергии являются:

  • мощная лампа лобового прожектора, освещающая путь впереди паровоза (фиг. 160);

  • лампы передних и задних буферных фонарей, служащие в основном для сигнальных целей;

  • лампы фонарей, освещающие будку машиниста, движущий механизм, угольный бункер тендера.

Электрическая энергия расходуется также автостопами и паровозными радиостанциями.

Наружное и внутреннее освещение паровозов имеет важное значение для безопасности движения. Правилами технической эксплуатации железных дорог запрещено выпускать под поезда паровозы с неисправными приборами освещения.

Для получения необходимого количества электрической энергии на паровозе устанавливается турбогенератор, от которого электроэнергия по проводам идёт ко всем потребителям.

Как показывает само название, турбогенератор состоит из генератора и турбины.

Чтобы понять принцип действия простейшего генератора, вырабатывающего электрический ток, рассмотрим схему фиг. 161.

Разноимённые полюса (концы) двух неподвижных магнитов создают магнитное поле, в котором помещён проволочный виток. Если виток двигать или вращать так, чтобы он пересекал магнитное поле, то в проволоке возникнет электродвижущая сила, которая обусловит прохождение электрического тока.

Для того чтобы всё время отводить ток к потребителям (во внешнюю цепь), к оси витка приделаны два подвижных кольца, вращающиеся вместе с витком. О кольца трутся неподвижные, слегка прижатые к ним щётки. Поэтому ток переходит с вращающихся колец на неподвижные щётки и уже от них отводится к потребителям (на фигуре - к лампочке накаливания).