Букса с роликовым подшипником

Основным достоинством подшипников качения является то, что в них трение скольжения заменено трением качения; в результате сопротивление в буксе уменьшается в несколько раз; подшипники качения для своей работы требуют значительно меньше смазки, чем подшипники скольжения. Из-за уменьшения трения облегчается трогание подвижного состава с места и уход за ним в эксплуатации.



Фиг. 117: упрощённая схема буксы с подшипником качения (роликовая букса)

Фиг. 117: упрощённая схема буксы с подшипником качения (роликовая букса)



Идея устройства буксы с роликовым подшипником очень проста (фиг. 117 и 118). На шейке оси колёсной пары укреплено кольцо (внутреннее), которое вращается вместе с осью. Другое кольцо (наружное), большего диаметра, остаётся неподвижным в корпусе буксы. Между двумя кольцами помещаются ролики. Чтобы удержать ролики на равном расстоянии друг от друга, применяется сепаратор - латунное или стальное кольцо с гнёздами для роликов. Когда паровоз трогается с места, внутреннее кольцо начинает вращаться и увлекает ролики, которые перекатываются между кольцами, образующими дорожки качения для роликов. Для того чтобы ещё больше уменьшить трение и отвести тепло выделяемое при трении, в корпус буксы закладывается смазка, которая в свою очередь предохраняет кольца и сепаратор от коррозии.

На первый взгляд кажется, что нагрузка Р (фиг. 117, а) на буксу воспринимается одновременно всеми роликами. Однако это не так.

Дело в том, что изготовить детали подшипников (кольца и ролики) абсолютно правильной формы почти невозможно. А если бы даже это и удалось, то всё равно при износе роликов и колец появятся радиальные зазоры, хотя и очень малой величины.