Букса с подшипником скольжения

Раньше в колёсных парах паровозных и тендерных осей применялись исключительно подшипники скользящего трения.



Фиг. 116: букса с подшипником скольжения в разрезе

Фиг. 116: букса с подшипником скольжения в разрезе



Позже на железнодорожном транспорте начато оборудование подвижного состава роликовыми подшипниками, имеющими несомненные преимущества перед подшипниками скольжения. Чтобы оценить их, рассмотрим сначала устройство буксы с обычным подшипником скольжения. Такой подшипник виден на фиг. 116, где показана букса в разрезе.

Подшипник внутренней поверхностью обхватывает шейку оси; при движении паровоза шейка оси скользит по этой поверхности.

Поэтому такой подшипник и называют подшипником скольжения. Чтобы уменьшить трение, к трущимся поверхностям подводится смазка. Благодаря смазке облегчается движение и трогание поезда с места. При движении поезда вращающаяся ось увлекает смазку из подшипника и между осью и подшипником может не оказаться масляной плёнки; трение будет сухим. В этих случаях мельчайшие неровности подшипника начнут цепляться за поверхность шейки. При смятии и срезе неровностей создаётся большое сопротивление движению, на преодоление которого расходуется часть силы тяги паровоза. При сухом трении на шейке образуются риски (задиры), которые приводят к нагреванию подшипника и даже поломке оси. Учитывая это, конструкторы отделили подшипник от шейки оси не только масляной плёнкой, но ещё и тонким слоем мягкого сплава - баббита (баббитовой заливкой, смотрите фиг. 116).

Подшипник запрессовывается в корпус буксы.