Автотормоза 2

Для того чтобы остановить или замедлить движение поезда, надо искусственно вызвать такие силы, которые были бы направлены против движения, против сил инерции.

Это достигается прижатием специальных тормозных колодок к бандажам колёс. Чтобы разобраться в силах, непосредственно вызывающих торможение, будем относить наши рассуждения к одному из двух колёс, насаженных на ось. Явления торможения у второго колеса, а также у других колёсных пар будут аналогичными.

Когда тормозная колодка прижимается к бандажу, катящегося по рельсам колеса (фиг. 154), между ними возникает сила трения скольжения. Эта сила вызывает равную себе со стороны рельса в точке опоры колеса горизонтальную реакцию, направленную в сторону, обратную движению. Горизонтальная реакция со стороны рельса на колесо, вызванная силой трения колодки о бандаж, и является тормозной силой, которая задерживает вращение колёс и в конце концов останавливает поезд.

Если повышать силу нажатия тормозной колодки на бандаж, то сила трения скольжения между колодкой и бандажом будет повышаться, а вместе с ней повысится и величина горизонтальной реакции со стороны рельса на колесо. Эта реакция возникает в результате упора неровностей на поверхности бандажа в «бугорки» на поверхности рельса. Величина силы трения между бандажом и тормозной колодкой равна произведению силы нажатия колодки на величину коэффициента трения, который с увеличением скорости уменьшается.